Притчи


  Путь с тобою поселится
   Беззубый спросил Учителя в Тростниковом Плаще, что такое путь? Учитель в Тростниковом Плаще сказал: *Если выпрямишь свое тело, сосредоточишь на одном свой взор, то к тебе придет согласие с природой. Если соберешь свои знания, сосредоточишься на одном мериле, то мудрость придет в твое жилище; свойства станут твоей красотой, и путь с тобою поселится. Ты будешь смотреть просто, словно новорожденный теленок, и не станешь искать всему этому причины*.
   Не успел Учитель договорить, как Беззубый заснул. В большой радости Учитель в Тростниковом Плаще пошел от него и запел:
   *Телом подобен иссохшим ветвям,
   Сердцем подобен угасшему пеплу,
   Сущность познал до глубоких корней,
   Бремя прошедшего сбросив навеки.
   Темный, туманный, без чувств и без мыслей,
   Не говори с ним,
   Ведь он — настоящий!*.
   (даосская притча)


  Заветное желание
   К лекарю пришел седой беззубый шейх и стал жаловаться:
   — О ты, помогающий всем людям, помоги также и мне. Стоит мне только заснуть, как сновидения овладевают мной. Мне снится, будто я пришел на площадь перед гаремом. А женщины там восхитительны, подобны цветам чудесного сада, божественным гуриям рая. Но стоит мне появиться во дворе, как все они сразу исчезают через потайной ход.
   Лекарь наморщил лоб, стал усиленно размышлять и, наконец, спросил:
   — Ты хочешь, наверное, получить у меня порошок или снадобье, чтобы избавиться от этого сна?
   Шейх посмотрел на лекаря отсутствующим взглядом и воскликнул:
   — Только не это! Единственное, чего я хочу, так это чтобы двери потайного хода были заперты, и тогда женщины не смогут убежать от меня.
   (восточная притча)


  Это не ведет к святости
   Буда объявлял в каждом городе, куда бы ни пришел:
   — Пожалуйста, не задавайте одиннадцать вопросов. Эти вопросы включают в себя все важнейшие понятия: Бог, душа, смерть, жизнь, истина и т.д.
   Когда его спрашивали: *Почему?*, он отвечал:
   — Потому, что на них не могут быть даны ответы. Не то, чтобы я не знал ответы на них, но, во-первых, это невозможно выразить словами, во-вторых, познание этих вещей не способствуют святости жизни и не ведет к просветлению, а в-третьих, эти вопросы создают верования, которые мешают вам воспринимать Истинную реальность. Спрашивайте о гневе и о том, как выйти за его пределы. Спросите о жадности, о привязанности, о трансформации. Спросите о том, как отбросить ум и достичь состояния медитации…
   (буддийская притча)


  Цветочный ливень
   Субхути был учеником Будды. Он был способен понимать силу пустоты, точку зрения, что ничто не существует иначе, как в соотношении субъективного и объективного.
   Однажды Субхути в состоянии возвышенной пустоты сидел под деревом. Вокруг него начали падать цветы.
   — Мы награждаем тебя за твои рассуждения о пустоте, — прошептали ему боги.
   — Но я не говорил о пустоте, — сказал Субхути.
   — Ты не говорил о пустоте, мы не слышали пустоту, — ответили боги, — значит, это истинная пустота.
   И цветы хлынули на Субхути, как дождь.
   (буддийская притча)


  Четыре слова для практики
   У Ананды был брат, совсем глупый и неспособный. Но он тоже хотел учиться у Будды. И однажды, нарушив запрет Ананды, он подошел к Будде и со слезами стал умолять дать ему личную практику.
   — Но, — сказал он, — я ничего не умею. Я не могу даже запомнить больше четырех слов сразу.
   — Хорошо, — сказал Будда, — четырех слов достаточно. Мы даже сгруппируем их в две фразы по два слова, чтобы тебе не пришлось слишком напрягать свой ум. Вот, возьми эту метлу и иди подметать полы. Когда будешь подметать влево, говори: *Подметаю пол*, а когда метла пойдет вправо, говори: *Духовно расту*.
   Этот человек достиг просветления, и раньше своего много знающего брата, ведь, как известно, согласно легендам, Ананда обрел просветление последним, уже после смерти своего Учителя.
   (буддийская притча)


  Чистый взгляд
   В Китае жил когда-то учитель дхармы по имени Мастер Фо Инь. У этого учителя был друг по имени Су Донг По (1037–1101 н.э.) — поэт с дурной репутацией из-за своего грубого, вздорного характера.
   Однажды поэт сел, изображая из себя Будду. Он спросил учителя дхармы:
   — На кого я похож?
   — Ты похож на Будду, — ответил Мастер Фо Инь.
   Поэт затем сказал:
   — Ты знаешь, на кого ты похож? Ты похож на кучу дерьма!
   Мастера дхармы это нисколько не смутило. Он по-прежнему продолжал улыбаться. Потерявший смелость поэт спросил:
   — Как же это ты не рассердился?
   Монах ответил:
   — Тот, кто осознал в себе природу Будды, видит ту же природу Будды в каждом человеке. Тот же, кто полон дерьма, видит каждого другого как кучу дерьма.
   (буддийская притча)


  Это не выразить словами
   Проповедуя на горе Гридхаракута, Будда повертел в пальцах цветок, демонстрируя его слушателям. Все молчали. Один лишь Маха-Кашьяпа безуспешно пытался оставаться бесстрастным и улыбался этому откровению.
   Затем Будда сказал:
   — У меня взор истинного учения, сердце нирваны, истинное видение бесформенного и неописуемая поступь дхармы. Это невыразимо словами, но особым образом передается вне учения. Это я передал Маха-Кашьяпе.
   (буддийская притча)