Притчи


  Дерево над рекой
   (Русская притча)
   Рос над рекой клён (яворовое дерево), и даже если рождалась на нём ягода, то падала она в воду. Пришёл к нему однажды человек и говорит:
   - Хочу тебя срубить.
   Отвечает дерево:
   - На другое лето на мне вишни взрастут!
   - Своей ягоды не взрастив, как можешь ты вырастить на себе чужие ягоды?


  Женщина и Зелёная Тара
   (Бурятская притча)
   Одна бурятская женщина хотела навестить своих родственников, которые жили в соседней долине через перевал Тойон. Перевал Тойон всегда пользовался дурной славой. То лошадь пропадёт, то овца исчезнет, то человек, подскользнувшись на камушке, сломает себе руку.
   Когда женщина поднялась на гору, на самой вершине ей стало страшно, да так, что аж мурашки забегали по её коже и волосы под платком стали шевелиться. Желая спастись от страха, женщина начала читать мантру, посвящённую Зелёной Таре (защитнице всех существ), но читала её с одной ошибкой, так как слышала эту мантру ещё от своего дедушки и не помнила её точно.
   Женщина благополучно спустилась в долину, а Хозяин соседней горы, слывший существом любопытным, спросил у Хозяина горы Тойон:
   - Чем ты напугал эту женщину, которая только что прошла?
   - Какая ещё женщина? - удивился Хозяин горы Тойон. - Прошла Зелёная Тара, которая почему-то хромала на одну ногу...


  Лакшмана даёт пояснение Гухе
   (Индийская притча)
   Знание о том, что ты сам - строитель своей судьбы, что ты способен упорным усилием изменить её или сохранить, что каждый день ты сам укрепляешь или расшатываешь фундамент своей жизни, это знание - великая поддержка тем, кто принял и оценил его.
   Для Рамы, Лакшманы и Ситы это была первая ночь их лесного изгнания.
   Гуха, предводитель рыбаков, перевёзший их через Гангу, тихо беседовал с Лакшманой, а Рама и Сита спали на берегу реки.
   Гуха был в глубокой печали оттого, что наследник престола должен лежать на голом песке под открытым небом; он посылал проклятия царице Кайкейи и её коварным приспешникам, замыслившим эту душераздирающую трагедию. Но Лакшмана попросил его прервать обвинительную тираду.
   - Я тоже сначала яростно набрасывался на преступных зачинщиков этой драмы, поскольку не знал тогда скрытого смысла этой главы в истории Рамы. Он пришёл в человеческой форме в этот мир, чтобы уничтожить злых демонов, и для этого Он сам замыслил это изгнание, чтобы освободиться от царских обязанностей до той поры, пока не достигнет цели! Что знаем мы, дорогой Гуха, о тайных замыслах Бога, или Рамы - человека, который есть не кто иной, как Бог в человеческом образе? Или о любом существе и даже о неживой материи? Ведь всё это есть непостижимое Божественное, которое являет себя нашим ограниченным чувствам в различных обликах. Можем ли мы, обладая этими несовершенными инструментами знания, познать Его истинную природу?


  Самая лучшая жизнь
   (Греческая притча)
   У Фалеса спросили:
   - Какая жизнь самая лучшая?
   - Когда мы не делаем того, что сами осуждаем у других, - ответил мудрец.


  Недостаток
   (Конфуцианская притча)
   Князь Скорбной Памяти спросил Ю Жо:
   - Как быть? Нынешний год неурожайный, и на покрытие расходов не хватает средств.
   Ю Жо ответил:
   - А почему бы не взимать налог в размере лишь одной десятой части?
   - Я сейчас взимаю две десятых, и мне их не хватает. Как же я обойдусь одной десятой? - возразил князь.
   Ю Жо сказал:
   - Как может Вам недоставать, когда будет хватать народу? Как может Вам хватать, когда народу не хватает?


  Его собеседник
   (Восточная притча)
   У одного отшельника спросили:
   - Как у тебя хватает терпения пребывать в одиночестве в этом заброшенном уголке земли?
   Он ответил:
   - Я не нахожусь в одиночестве. У меня есть собеседник - владыка вселенной. Когда я хочу, чтобы он говорил со мною, - я читаю святое писание, а когда я хочу сам говорить с ним - я молюсь.


  Вельможа обиделся
   (Хасидская притча)
   Однажды начальник города Рима Руфус говорит р. Акиве:
   - В вашем Писании сказано: *Исава возненавидел я*. За что скажи, ваш Бог так не любит нас?
   - Завтра я отвечу тебе на это, - заявляет р. Акива.
   Назавтра спрашивает Руфус:
   - Что же, было тебе сонное видение и указано, что ответить мне?
   - Именно так, - отвечает р. Акива. - Двух собак я видел во сне; одну зовут Руфус, другую - Руфина (имя жены Руфуса)
   - Как! - закричал возмущённый градоправитель. - Ты для своих собак других кличек не нашёл, как имя моё и моей жены?! Смерти заслуживаешь ты за такую дерзость!
   - А велика ли разница, - спокойно отвечает р. Акива, - между тобой и ими? Ты кушаешь и пьёшь, и они едят и пьют; у тебя рождаются дети, у них также; ты умираешь, и они умирают. А стоило мне назвать одну из них твоим именем, и ты в такое негодование пришёл! А Всевышний? Он небеса простёр, он землю основал, а ты берёшь чурбан какой-нибудь и Богом его называешь! Как же Господу не возненавидеть вас, потомков Исава?