Притчи


  Газеты на ветру
   (Буддийская притча)
   Однажды утром по горной дороге ехал в своей повозке развозчик газет. Навстречу ему шли два монаха. Один из них был мастер, а второй - его ученик. Ученик сказал:
   - Мастер, учение гласит, что мир - это сон Будды, и стоит стать Буддой, и мир будет твоим сном. Так объясни мне, учитель, как может быть в одном мире несколько пробудившихся?
   В этот момент порыв ветра взметнулся вверх по склону, и тысячи газет с повозки взлетели высоко в воздух.
   - Посмотри, - сказал учитель, - газет так много, а текст в них во всех одинаковый.
   И ученик просветлился.


  Четыре года от роду
   (Буддийская притча)
   Один молодой человек увидел согбенного седого старика и спросил:
   - Дедушка, сколько вам лет?
   Старик со смехом ответил:
   - Ах, мне всего четыре года в этом году исполнилось!
   Молодой человек остолбенел, но потом сказал:
   - Дедушка, не надо шутить. Вы такой седой, и борода такая длинная - как вам может быть четыре года?
   - Да нет, мне, и правда, четыре года! Я столько лет безобразничал, заботился только о своей выгоде, криводушничал. Только четыре года назад я узнал об учении Будды; узнал о том, что нужно совершать добро, изгнать жадность, гнев и глупость, ясным сознанием узреть собственную природу. Только в последние четыре года моя жизнь приобрела смысл, и только эти четыре года я ощущаю радость и спокойствие. Ты спросит, сколько мне лет. Так как нормальной жизнью я живу только четыре года, мне действительно четыре года от роду.


  Внутренняя свобода
   (Даосская притча)
   Лао-цзы говорил:
   - Того, кто содеял недоброе явно, покарают люди. Того, кто содеял недоброе тайно, покарают духи. Лишь тот, кто понимает и людей, и духов, может идти путём Одинокого.
   Тот, кто заключает договор внутри, остаётся безымянным. Тот, кто заключает договор вовне, стремится к приобретению. Тот, кто живёт без имени, даже в обыденном несёт с собою свет. Тот, кто стремится к приобретениям, только торгуется с людьми. Люди видят, как он вытягивается на цыпочках, и считают это достижением.
   Вещи входят в того, кто старается досконально их постичь. А в того, кто равнодушен к вещам, вещи не могут проникнуть. Тот, кто не впускает в себя других, не имеет родных. А тот, кто не имеет родных, достигает предела человеческого.
   Нет оружия более разящего, чем воля. Ей уступит даже волшебный меч. Нет разбойников более опасных, чем силы Инь и Ян, - от них никуда не скроешься в целом мире. Но Инь и Ян не сами лишают нас дарованного нам - наше сердце побуждает их к этому.


  Богатые супруги
   (Притча неизвестного происхождения)
   Однажды муж сказал жене:
   - Я буду много работать и когда-нибудь мы разбогатеем.
   - Мы уже богаты, дорогой, ведь мы есть друг у друга. Когда-нибудь у нас будут деньги, - ответила жена.


  Заботиться о своих ближних
   (Бурятская притча)
   У Даянше ламы (лама Тамчинского дацана) были кони. Они всегда были сыты, их вымытые бока блестели, а сбруя находилась в идеальном состоянии. А вот одежда на самом ламе состояла просто из лоскутков.
   Даянша лама всегда говорил:
   - Надо заботиться сначала о своих ближних, и только потом - о себе.


  Собака и слепец
   (Суфийская притча от Руми)
   Однажды злой пёс, не отставая от нищего слепца, бежал за ним, лая и рыча. Слепой кричал на него и пытался отбиться от него своим посохом. Наконец он выбился из сил, остановился, сотворил псу земной поклон и обратился к нему с такими словами:
   - О, царь охоты! Ты лишь по ошибке посчитал меня своей добычей. Дело жизни таких, как ты, мчаться в степи, преследуя дичь, а ты охотишься за бедным нищим! Подумай о том, что пока ты здесь гоняешься за мной, все звери в лесах находятся в полной безопасности.


  Как стали бы вы падишахом?
   (Индийская притча)
   Однажды Акбар сказал:
   - Знаешь, Бирбал, как хорошо было бы, если бы падишах, раз сев на трон, навсегда оставался бы на нём.
   - Шахиншах! - отозвался Бирбал учтиво. - Истинны ваши слова, но тогда как стали бы вы падишахом?