Фридрих Ницше


  *Религиозный человек*, *глупец*, *гений*, *преступник*, *тиран* -- все это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого.


  Можно с одинаковым успехом выводить свойства добрых людей из зла, а свойства злых людей из добра: из какого же контраста вывести самого /Ларошфуко/?


  Сквозь /Ларошфуко/ просвечивает весьма /знатный/ образ мыслей тогдашнего общества: сам он -- разочарованный идеалист, подыскивающий, по /инструкции христианства/, /скверные наименования/ для движущих сил своей эпохи.


  *Есть герои как в злом, так и в добром* -- это совершенная наивность в устах какого-нибудь /Ларошфуко/.


  Сотворить идеал -- /это значит/: /переделать/ своего дьявола в /своего/ Бога. А /для этого/ надобно прежде всего сотворить своего дьявола.


  Следует оберегать зло, как оберегают лес. Верно то, что вследствие редения и раскорчевок леса земля потеплела


  Зло и великий аффект потрясают нас и опрокидывают все, что есть в нас трухлявого и мелкого: вам следовало бы прежде испытать, не смогли бы вы стать великими.


  Нельзя связывать /одним/ словом презренного человека с человеком страшным.


  Чтобы понадобился тормоз, необходимо прежде всего колесо! Добрые суть тормоз: они сдерживают, они поддерживают.


  Нечистая совесть -- это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.